Arkadiy (skandinavia) wrote,
Arkadiy
skandinavia

Православие, Норвегия, Россия. Моя беседа с отцом Александром Волоханем из Тронхейма

По пути на Шпицберген довелось встретиться со многими интересными людьми. Общение с настоятелем тронхеймского православного прихода отцом Александром вылилось в интервью, опубликованное сегодня на сайте "Православие.Ru". Предлагаю вниманию читателей блога "Скандинавия" первую часть версии интервью с дополнительными фотографиями.


ПРАВОСЛАВИЕ В ГОРОДЕ "ВЕЧНОГО КОРОЛЯ НОРВЕГИИ"
Беседа со священником Александром Волоханем из Тронхейма
Аркадий Рябиченко

Об особенностях жизни в Норвегии, восприятии норвежцами русских и Православия, норвежском наследии преподобного Трифона Печенгского и святом Олафе Норвежском рассказывает иерей Александр Волохань, настоятель прихода святой Анны Новгородской в древней столице Норвегии – Тронхейме.


Иерей Александр Волохань. Фото: Аркадий Рябиченко


В "варяги" из… Львова

– Как православный человек оказался за границей, в Норвегии?

– Я оказался в Норвегии, по обычным представлениям, случайно. Моей жене, она кандидат биологических наук, в 2002 году предложили место в лаборатории Института биотехнологии Норвежского университета естественных и технических наук, где разрабатывали антираковые препараты. Наша семья на тот момент находилась в сложном экономическом положении, и мы решили поехать в Норвегию лишь на пару лет. Я в то время, закончив Московскую государственную юридическую академию, заочно получал в Православном Свято-Тихоновском богословском институте в Москве богословское образование. Мы жили во Львове, где был один-единственный храм Русской Православной Церкви; при избытке духовенства и прихожан, в этом городе трудно было что-либо предпринять для развития церковной жизни – сильно противодействовали местные власти. В Тронхейме православного прихода не было, и это было, конечно, плохо, но и хорошо: может быть, Православие окажется востребованным здесь, в первой столице страны, городе "вечного короля Норвегии", многовековом месте пребывания его святых мощей? Православный приход в Осло посвящен святой княгине Ольге, а мою жену зовут Ольга, и мы подумали, что это, возможно, неслучайное совпадение. Я посоветовался со священниками, которым доверял, и они рассудили, что поездка может быть полезна и мне, и, возможно, миссионерскому служению Церкви. Вот так я и оказался в Норвегии.


Нидаросский собор, Тронхейм. Фото: Аркадий Рябиченко

Первоначально, пройдя полный годичный курс изучения норвежского языка при городском университете, я работал в тронхеймской школе как ассистент учителя в классе, где учились дети-иностранцы. Одновременно с этим помогал настоятелю православного прихода в Осло игумену Клименту (Хухтамяки) на богослужениях, которые он совершал, приезжая в Тронхейм три-четыре раза в год. На большие праздники мы семьей ездили на службы в Осло, где я, по благословению настоятеля, пономарил, проводил катехизаторские беседы, пел в хоре. Через несколько лет отец Климент спросил у меня, готов ли я нести служение в Норвегии в качестве священника, и я ответил на это согласием. После утверждения моей кандидатуры возглавлявшим тогда Отдел внешних церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне – Святейший Патриарх) и собеседования с его заместителем епископом Егорьевским Марком (ныне – митрополит Рязанский и Михайловский), в 2006 году в Смоленске состоялась моя диаконская хиротония, которую совершил лично владыка Кирилл в дни юбилейных торжеств по случаю его 60-летия. А в конце февраля 2007 года, в воскресенье Торжества Православия, в Смоленске епископ Вяземский Игнатий (Пунин) рукоположил меня в священный сан иерея. Сейчас он возглавляет Выборгскую епархию, и я вижу в этом определенный знак, ведь небесный покровитель Выборга – святой Олаф Норвежский. Там есть замок, башня которого так и называется – башня Олафа; по инициативе настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Игоря Аксенова, большого популяризатора святого Олафа, в городе регулярно проходят празднования, посвященные небесному покровителю Выборга.

– Отец Александр, каковы были ваши первые впечатления от Норвегии?

– Однозначно светлые, хотя я и не мог вникнуть тогда во все стороны норвежской жизни. Чувствовался контраст с Западной Украиной, откуда я приехал, где даже говорить по-русски надо было с оглядкой. А здесь норвежцы говорили по-норвежски, а иностранцы свободно и без опаски говорили везде – на улице и дома – на своем языке. Кроме этого в Норвегии мне особенно понравилась, при всей современности быта, близость людей к природе, массовая приверженность к прогулкам и походам людей всех возрастов и сословий – и детей в школах, и пенсионеров, и целых семей – в горы, лес, к морю. Я сам всегда был сугубо городским, книжным человеком, а теперь ежедневно час-два, а то и дольше, гуляю с собакой в горном лесу, плаваю во фьорде, зимой хожу на лыжах и коньках.


Фото из архива иерея Александра Волоханя
Две стороны медали

– Настоятель Сергиевского прихода в Стокгольме отец Виталий Бабушин категорично смотрит на Швецию как на Содом и Гоморру. Как, по-вашему, есть ли темные стороны у жизни в Норвегии?

– Есть, конечно, как и в любом обществе. Хотя у меня и у отца Виталия, видимо, разные отправные точки. Он приехал в Швецию уже священником, после десяти лет служения в России, а я прибыл в Норвегию в несколько ином качестве. К тому же для меня это был светлый мир, больше связанный с природой, да и с самими норвежцами мы первое время особенно не общались. В Норвегии очень многие выступают за традиционные ценности, однако либеральная пропаганда и законодательство – та самая "ложка дегтя" – постепенно трансформируют сознание и поведение людей. Поэтому, конечно же, о духовных опасностях жизни на Западе я говорю и в частных, и в публичных беседах, и в проповедях.


Отец Александр демонстрирует фрагмент фильма о норвежском протестантском священнике Берри Кнутсоне - борце с абортами. Фото: Аркадий Рябиченко

Вместе с тем в Норвегии есть и то, чего нам в России всё-таки недостает. Вот я сейчас бываю в России, в среднем два-три раза в год, и иногда просто удивляешься тому, что в магазине на кассе на тебя смотрят так, как будто ты хочешь что-то украсть. В США, например, бытует "дежурная" улыбка, у нас может быть другая крайность. А в Норвегии – что-то среднее. Рассчитывать на задушевное открытое отношение с первых шагов здесь трудно, но в то же время, в отличие от американцев, люди здесь вполне искренне тебе будут рады. Иммигрантский вопрос в Европе сейчас самый злободневный, и не все рады иностранцам. Но в целом норвежцы, которых мы встречали, были гостеприимны, дружелюбны, хотя это и проявлялось иначе, чем в России.

– В Скандинавии однозначно имеют место антихристианские тенденции, которые исходят от каких-то групп влияния, носителей определенных идей. У народных масс, людей из глубинки зачастую совсем другие взгляды на ряд вопросов, начиная от полового просвещения школьников и заканчивая нападением русских, которым любят пугать сограждан местные политики.

– Это правда. Есть сфера публичная, где всё регулируется законом, но на неформальном уровне большинство к пропаганде однополых отношений относится критично, в том числе и дети. Так, среди школьников слово "homo" считается оскорблением.

Эта тема преподносится часто таким образом: ты с теми, кто готов взять камень и убить этих людей, или ты с теми, кто говорит: "Ну пусть они живут, раз уж они такие"? Тебе говорят: или ты с нацистами, или с либералами – выбирай. Всё упрощается, духовно-нравственное измерение, Божия правда в этой альтернативе отсутствуют. Лично я, как христианин, точно не пошел бы побивать камнями, но это не снимает вопросов. Я знаю, что у многих православных священников складывается негативное впечатление о жизни на Западе. Да, есть такие моменты: пропаганда однополых сожительств, блуд, сребролюбие, – на которые мы не можем безразлично закрывать глаза, не давая им евангельской оценки. Но в антизападной критике при этом бывают и передергивания.


Отец Александр с церковным календарём, выпускаемым Свято-Ольгинским приходом в Осло. Фото: Аркадий Рябиченко

В Норвегии очень хорошо действует общественный контроль, что имеет следствием две стороны одной медали. Есть своего рода риск доносительства (случаи злоупотребления имеются), но при этом в местных школах детей учат не выяснять отношения в драках за углом, а предлагают рассказать о проблеме учителю и разойтись мирно. Здесь очень высоко развито правосознание у населения. Хотя эти и другие ситуации, например с излишне бдительными соседями, чем-то могут даже напоминать СССР. При этом я не могу сказать, что у нас в России сейчас нет ничего такого: когда совершается преступление, за сведениями обращаются ко всем, кто может хоть что-то сказать; общественный фактор важен как для раскрытия, так и для профилактики правонарушений.

– И всё равно добровольно что-то про кого-то рассказывать властям у нас желающих мало…

– Да, это так. Но во многом это связано со слабой защищенностью свидетелей. Что касается Норвегии, то можно резюмировать так: здесь всё не так страшно, как порой сообщают в наших СМИ. Мы можем учиться каким-то сторонам их жизни, они, в свою очередь, тоже могут учиться у нас, существуют точки соприкосновения, общая история наших народов например. Демонизировать друг друга – это, наверное, тупиковый путь.

Положительных вещей в Норвегии много, и эти моменты нельзя игнорировать. В Норвегии, кстати, среди студентов ведется специальная работа для того, чтобы они не делали аборты, семьи и матери-одиночки получают серьезную поддержку от государства. Единовременное пособие по рождению ребенка очень большое. В зависимости от того, какие партии представлены в парламенте, величина дотаций может различаться. Раньше, насколько мне известно, ежемесячно на каждого ребенка по достижении трехлетнего возраста выплачивалось 3000 крон. Если ребенок не ходит в детский сад, то выплачиваются дополнительные средства, в том числе на срок до восьми месяцев матери начисляется полная зарплата. Норвежские мужчины тоже могут взять оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком.


Православная литургия в крепости Тронхейма. Фото из архива иерея Александра Волоханя

Что касается свободы высказывания для лиц, разделяющих консервативные ценности, то она есть. Так, недавно на центральных каналах транслировался фильм о протестантском священнике Бёрре Кнутсене, который активно боролся против абортов. Другой пример: когда принимался новый закон о браке, тысячи и тысячи норвежских христиан беспрепятственно протестовали под стенами парламента в Осло. У нас, в Православной Церкви, священником не может быть женщина, что, конечно, не согласуется с либеральными установками на тотальное равенство полов (в протестантской Норвежской церкви есть женщины-священники и даже епископы). Но никакого прессинга по этому поводу на нас пока не оказывается, государство делает исключение для религиозной деятельности культурно-этнических меньшинств и платит нам дотации, как и всем остальным религиозным группам Норвегии.

"Вечный король Норвегии"

– Отец Александр, вы упомянули святого Олафа Норвежского. Кто он такой, почему ему молятся, в том числе и православные христиане?

– Эта фигура очень значима для христианской истории Норвегии. Олаф-креститель не просто сидел в крепости и издавал указы о том, что надо креститься, а сам лично осуществлял христианизацию страны. Начнем с того, что наш приход назван в честь Анны Новгородской – объединяющей Русь и Скандинавию православной святой. Анна Новгородская – это шведская принцесса Ингигерда, которая стала христианкой и по решению своего отца Олафа Шётконунга вышла замуж за князя Ярослава Мудрого. Именно она поначалу была обещана Олафу Норвежскому в жены, однако в силу изменившихся обстоятельств он женился на ее сводной сестре Астрид.


Икона святого Олафа Норвежского. Фото: Аркадий Рябиченко

Святой Олаф, когда его вытеснила из страны знать, некоторое время жил на Руси, в Великом Новгороде. Там же было совершено одно из его чудес, и там же он оставил на воспитание своего сына, впоследствии – короля Норвегии Магнуса I Доброго. Если дополнять этот ряд, то дочь святых Ярослава Мудрого и Анны Новгородской Елизавета затем стала королевой Норвежской.

Почему мы однозначно считаем Олафа православным святым? Он жил и отдал свою жизнь до Великой Схизмы, и в академической и священнической среде нашей Русской Православной Церкви уверенно говорят о том, что Олаф Норвежский – один из великих святых своего времени, вполне сопоставимый с иными равноапостольными государями, в том числе со святым князем Владимиром.

– Параллели между святым Олафом и крестителем Руси напрашиваются сами собой…

– Так я скажу вам больше: день памяти князя Владимира и день крещения Руси – 28 июля, а празднества в честь святого Олафа проходят в Тронхейме (тут, правда, еще и разница двух стилей) 29 июля. В этот день святой Олаф погиб в Стиклестаде в ста километрах от Тронхейма. В 2013 году владыка Егорьевский Марк, в то время руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, совершил освящение закладного камня и места в Стиклестаде для строительства православного храма. По-своему символично то, что освящение происходило во второй половине дня 28 июля, то есть на стыке дня крещения Руси и дня святого Олафа. Освящение уже построенного храма в честь святого Олафа Норвежского состоялось 16 октября 2014 года в день 1000-летия его крещения. У нас есть планы разместить в этом храме иконы и святого короля Олафа, и святого князя Владимира, уже написанные для нашего прихода грузинским иконописцем Гургеном Чукуа, чтобы выразить историческую и духовную связь двух равноапостольных государей Руси и Норвегии.


Руководитель управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк (Головков) на богослужении в Тронхейме 29 июля 2013 г. Фото из архива иерея Александра Волоханя

Интересна иконография святого Олафа: на иконе пишут "Святой Олаф, вечный король Норвегии". В большинстве случаев везде, где было распространено почитание святого Олафа и сохранились его иконы, а также деревянные и каменные скульптурные изображения (я видел их в музеях Осло, Стокгольма, Копенгагена, Хельсинки, Рейкьявика), Олаф на них попирает ногами змея-дракончика с головой человека и лицом самого короля – этот змей символизирует его языческое прошлое. Таким образом представлена та перемена, которая произошла с Олафом после крещения, – то же было и со святым князем Владимиром после крещения и принятия христианства.

Многие либеральные историки сегодня пытаются принизить роль Олафа, изображая его как тирана-деспота. Он, конечно, крестил Норвегию крестом и мечом: «кто не будет другом князю…» Но был и другой аспект: Олаф, движимый высоким евангельским идеалом, под страхом смертной казни решительно запрещал тяжкие грехи, в том числе социально-опасные: блуд, убийство детей – а слабых детей норвежцы до того нередко оставляли в лесу на погибель. Для самоотверженного короля-крестителя это были необходимые меры, направленные на реализацию Божией правды. И меня это в нем очень покорило.

По закону, короли Норвегии (а Норвегия по сей день – монархия) коронуются обязательно в Тронхейме и именно в Нидаросском соборе. Считается, что Норвегией правит святой Олаф, он же – небесный покровитель страны и народа. А короли – преходящие, они его наместники, преемники.

Тропа Олафа

– Сохранились ли мощи святого Олафа? И если да, то где они пребывают? Можно ли им поклониться?

– Мощи Олафа веками хранились как раз в Нидаросском соборе, сейчас они находятся там же, но спрятаны под спудом со времен Реформации.

Собор этот – конечная точка паломнического маршрута, ныне возрожденного, причем – на государственном уровне. В средние века Тронхейм (тогда – Нидарос) был самым посещаемым паломниками местом в Северной Европе: верующие стремились к святому Олафу, к его святым мощам. Норвегия с XVI века – протестантская страна, для которой нехарактерно ни паломничество, ни почитание святых. Ряд представителей Норвежской церкви с недоумением об этом говорят: почему это, помимо Самого Бога, мы почитаем некоего человека, пускай и исторически значимого? В 2010 году решением Совета Европы паломнический маршрут в Тронхейм получил статус объекта культурного наследия, возрождение паломничества ведется с помощью государственного финансирования. В чем-то благодаря этой государственной программе мы, кстати, получили землю и средства для строительства небольшого храма в Стиклестаде, посвященного святому Олафу, хотя, несомненно, значимую роль в его появлении на этом месте сыграли и многие норвежцы и русские.


Крестный ход вокруг Нидаросского собора 17 октября 2014 г. Фото из архива иерея Александра Волоханя

– Могут ли православные, приехавшие в Норвегию с туристическими целями, совершить на этой тропе паломничество в его православном понимании?

– Конечно, могут. Маршруты обозначены на картах и на местности, норвежцами учрежден паломнический центр. Хотя для них самих паломничество – это что-то не вполне понятное. Норвежцы регулярно ходят в походы, но тропа Олафа с их точки зрения всё-таки предназначена для людей религиозных. Они говорят, что паломничество – это способ познать, испытать себя, но в нашем, православном, понимании мы движемся к святыне для того, чтобы стать ближе к тому святому, к которому идешь. Норвежцы находятся в поисках, и я этому рад. Примером этому может служить недавняя конференция "Наши духовные корни" при паломническом центре Тронхейма, куда я был приглашен организаторами. На конференции речь норвежцами зачастую велась, как говорится, прямым текстом именно о Православии.

Православным по тропе можно идти пешком, часть пути можно проделать на автомобиле. Раньше было три маршрута: через Осло-Хамар и далее до Тронхейма и Стиклестада и тропа, которая идет из Швеции через Оре. Маршруты сейчас как-то обозначаются, устанавливается паломнический крест святого Олафа, памятные значки. Один из наших православных норвежцев Хель Муен (в крещении Ксенофонт), много участвовавший со своим отцом в строительстве и переносе храма в Стиклестад, вынашивает идею о том, чтобы по пути следования на этих маршрутах были построены православные часовни, а у самого храма был бы установлен большой поклонный крест, что давно было нашей общей задумкой.

– Мне сразу такая же мысль пришла. Или, возможно, стоит хотя бы установить по пути поклонные кресты.

– Да, или поклонные кресты по маршруту. Я об этом говорил тоже: это самый простой, реалистичный вариант.


Рождество-2016. Фото из архива иерея Александра Волоханя

– На русском языке сейчас на тропе никакой информации нет. В туристическом офисе в шведском городе Оре я видел брошюры, посвященные святому Олафу на норвежском, английском, шведском языках – но не на русском.

– Печальный факт. Я сам недавно узнал о том, что Тронхейм – один из немногих городов Норвегии, который не имеет города-побратима в России. Быть может, стоит активизировать культурный обмен с одним из российских городов. Я знаю, что в российском посольстве в Осло задумываются над этим вопросом.

Со своей стороны я стараюсь развивать связи прихода с православными Швеции. Поскольку Анна Новгородская – святая нашего прихода, я уже несколько раз приезжал на посвященные ей Русские дни в шведский город Сигтуна, участвовал в православных богослужениях совместно с духовенством из Стокгольма и Хельсинки. Я однозначно за то, чтобы мы из Норвегии приезжали в Сигтуну как паломники хотя бы раз в год, а из сопредельных стран к нам бы приезжали православные на Дни святого Олафа. Являясь представителем приходов в Координационном совете соотечественников в Норвегии, я регулярно поднимаю подобные вопросы, однако здесь, как и в России, в храмы, к сожалению, ходит меньшинство.
Как молиться святому Олафу?

– Можно ли в России отыскать икону святого Олафа? В Богослужебном календаре я не нашел информации об этом святом.

– В календаре о нем действительно нет информации, как, собственно, и о многих святых Англии, Ирландии (хотя недавно в Лондоне была издана солидная книга, собравшая их жития).

У нас на приходе распечатывали икону Олафа, как и икону святой Анны Новгородской. В России редко можно услышать про святого Олафа, тем более увидеть его иконописное изображение. Отчасти это объясняется тем, что у нас хватает своих, таких близких и знакомых святых. Теперь, когда в честь святого Олафа в Норвегии освящен православный храм, дело, может быть, сдвинется с мертвой точки. Для нас важно, чтобы в России знали о святом Олафе.


Икона святого Олафа - дар приходу. Фото: Аркадий Рябиченко

– Существует ли акафист святому Олафу Норвежскому?

– Есть тропарь и кондак на русском языке, величание. Через иеродиакона Григория (Матрусова) я получил созданные одним из насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры тексты службы святому Олафу. Но поскольку его память официально священноначалием пока не установлена, эти тексты тоже пока не утверждены, хотя мы их по необходимости используем. На одном из православных сайтов приходов в Британии я нашел также полную службу святому Олафу на английском языке другого автора.

Мы часть этой службы используем в Стиклестаде и в Тронхейме. Здесь, кстати, есть интересное расхождение: скандинавы прославляют святого Олафа как короля-мученика, мы же считаем его благоверным или равноапостольным. Величание тоже разнится: в норвежских богослужебных текстах к Олафу обращаются как к мученику, мы же – как и к святому равноапостольному князю Владимиру, – "идолы поправшего, и всю землю Норвежскую своим крещением просветившего".


(Продолжение следует)


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: #spitsbergendream, Норвегия, Скандинавия, Тронхейм, идентичность, история, норвежский язык, норвежцы, отец Александр Волохань, православие, святой Олаф Норвежский

Posts from This Journal “православие” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Bestezyk091978

March 3 2016, 13:54:09 UTC 1 year ago

  • New comment
Очень интересный рассказ, спасибо!