Arkadiy (skandinavia) wrote,
Arkadiy
skandinavia

Categories:

"Шведские демократы" и национальная идентичность

В мае Стокгольм накрыла волна этнических беспорядков: горели автомобили, магазины, школы; в пожарных и полицейских летели камни. "Стокгольмский бунт" вновь поднял на поверхность старый вопрос: так ли действенен мультикультурализм в деле интеграции "новых шведов" в шведский социум как это традиционно изображаются. Среди партий шведского парламента (риксдага) единственными открытыми критиками мультикультурного общества вновь были националисты из партии "Шведские демократы", которые с самого первого дня своего существования (партии в этом году исполнилось двадцать пять лет), мягко говоря, выказывают сомнения в эффективности щедрой иммиграционной политики властей. Как так получилось, что против мультикультурного эксперимента поднимает голос лишь одна единственная партия? И каковы доводы "Шведских демократов"? Давайте попробуем разобраться.

Кронпринцесса Виктория, принц Даниель и один из главных символов Швеции - даларнская лошадка . Фото: dagen.se
Для начала обратимся к недавней истории. В 2010 г. в Швеции состоялись выборы в риксдаг, по итогам которой политическая система с доминирующей Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ) сменилась многопартийной системой, в которой в роли доминирующих партий выступают левоцентристская СДРПШ и правоцентристская Умеренная коалиционная партия (УКП). Социал-демократический "дом для народа" ушёл в прошлое. В этом же году успех наконец пришёл и к "Шведским демократам", которые стали новой, восьмой по счёту, партией риксдага.
Логотип партии "Шведские демократы". Фото: sverigedemokraterna.se
Главными предпосылками успеха националистов на парламентских выборах стали радикальная реформа идеологии и прекращение контактов с ультраправыми группировками (проще говоря - местными "скинхедами"). Понятно, что никакая, пусть даже "лакированная" националистическая идеология не смогла бы привлечь толерантных шведских избирателей, если бы не накопившиеся обиды на иммигрантов: межэтнические конфликты отмечаются в Швеции с начала 90-х гг. XX века.
Одетые в национальные костюмы лидер "Шведских демократов" Окессон направляется на церемонию открытия риксдага вместе со своей девушкой. Фото: bloggar.aftonbladet.se
О чём "Шведские демократы" чаще всего говорят с трибуны риксдага? Исследователь Матс Линдберг в качестве основных элементов идеологии "Шведских демократов" выделяет национализм, ценностный консерватизм и солидаристскую модель "государства благоденствия". Три эти пункта (дополненные четвёртым - антиглобализмом, направленным против ЕС и НАТО) и формируют вектор речей лидеров националистов - таких как председатель партии Йимми Окессон и партийный лидер Бьёрн Сёдер, к примеру.

Само собой, на первом месте в риторике "Шведских демократов" стоит термин "нация", трактовка которого с течением времени претерпела определённые изменения. Если партийная программа 1999 г. определяла нацию как защищенное и стабильное общество, где граждане чувствуют единство друг с другом посредством культуры и религии, общего языка и общей истории, то в Программе принципов 2011 г. ключевыми элементами самоидентификации нации выступили "только" язык и традиции. Про культуру и религию и историю речь уже не идёт.

Карл Ларссон. "Ловля раков", 1899 г. Фото: encontrandolalentitude.wordpress.com
К слову, согласно партийному сайту, характерными чертами, отличающими шведов от других наций, являются:

"привычка стоять в очереди, садиться на пустое сидение в автобусе, брать с собой на работу коробочку с обедом, возвращать долг в пять крон другу или родственнику, не желать выделяться, класть рождественские подарки под ель, смотреть “Дональд Дак” вечером в Рождество, пить шнапс и есть сельдь в вечер праздника Мидсоммар, не сигналить за рулем, писатели Астрид Линдгрен и Сельма Лагерлёф, художник Эльса Бесков, поэт Исайа Тегнер, лыжный марафон Васалоппет, празднование Дня рождения кронпринцессы Виктории 14 июля в замке Солиден, народные танцы, народная музыка, портьеры на стенах, художник Карл Ларссон, тряпичные ковры, свечи в интерьере, придерживать дверь, чтобы тот, кто идет следом, не ударился".

Интересная характеристика, не находите?

Фото: riksdagen.se
Но вернёмся к культуре, которая одна, по мысли современных идеологов "Шведских демократов", способна сделать нацию нацией. Если культура благоприятно воздействует на становление нации, то мультикультурализм, при котором все без исключения культуры, имеют равные права, напротив, грозит нации разделением - говорят националисты из шведского риксдага. Призывая вернуться к реализовывавшейся в стране до 1974 г. ассимиляционной политике, "Шведские демократы" отмечают, что шведское государство не является культурным вакуумом и шведская культура способна воздействовать на идентичность иммигрантов. Поддержка родной культуры новоприбывших, напротив, не нужна. (Критика экспансии ислама в современном шведском обществе также является одним из ключевых элементов идеологии партии).

Как уже отмечалось выше, отношение партии к иммигрантам на протяжении её 25-летней истории значительно смягчилось. С принятием Программы принципов 2011 г. националисты взяли на вооружение принцип "открытой шведскости" (öppna svenskhet),означающий, что носителем шведской идентичности может стать любой человек, принявший шведские культурные нормы, независимо от цвета кожи и страны происхождения.
Главной характеристикой шведской нации для "Шведских демократов" является "шведскость", которая, по словам члена партии Рунара Филпера, представляет собой национальный характер, или понимание старых шведских традиций. Товарищ Р. Флипера по партии, член комиссии риксдага по культуре Маттиас Карлссон отмечает глубокие исторические корни феномена "шведскости". По его мнению, ключевым элементом понятия является сама Швеция, однако "шведскость" также формируют чувства прежних поколений, мораль, убеждения, креативность, жизненный опыт и предпочтения. Таким образом, "шведскость" в трактовке М. Карлссона передается через социальный опыт. (Согласно лидеру "Шведских демократов" Йимми Окессону, шведская идентичность формируется через принятие шведского социального кода).
Северный музей (Музей Северных стран), Стокгольм. Фото: norrsken.jp
Взгляды лидеров партии на национальную идентичность неоднократно подвергались критике со стороны правящих и оппозиционных партий и связанных с ними структур, прежде всего - основанного покойным Стигом Ларссоном в 1995 году фонда "Экспо". В разборе реальных и мнимых прегрешений "Шведских демократов" их критики зачастую выходят за допустимые рамки. К примеру в 2011 году, в целиком посвящённом критике партии разделе популярной газеты Стокгольма "Нойесгиден", публицист Виктор Шульц, критикуя предложение партии увеличить финансирование Северного музея и парка "Скансен" ничтоже сумняшеся заявил, что эти музеи – "лишь попытка романтиков конца XIX в. создать свой образ “шведскости”.
В. Шульц "рубил с плеча" и когда касался непосредственно "Шведских демократов", отмечая, что "…разрушительная культурная политика «Шведских демократов» никогда не сможет создать живую культуру; эффект будет противоположным, если мы, подобно страдающим от абстинентного синдрома героиновым наркоманам, будем охранять руны и народные танцы, одновременно исчезая из мирового сознания».

Однако, как бы ни критиковали националистов их политические противники и публицисты, успех "Шведских демократов" на выборах 2010 года повлек за собой обсуждение вопроса сохранения национальной идентичности в стенах риксдага. Если раньше про "шведскость" в стенах парламента мало кто вспоминал (до 2010 года термин использовался в ходе заседаний риксдага не более 3 раз), то после 2010 года ситуация поменялась. "Шведскость" в трактовке "Шведских демократов" подверглась атаке со стороны всех партий парламента. Уже в 2010 году в ходе посвященных международным вопросам парламентских дебатов, представитель правящей партии "Христианские демократы" Андреас Карлсон подверг критике заявления националистов о необходимости сохранения национальной идентичности.

Победительница конкурса "Евровидение"-2012 Лорин. Фото: aftonbladet.se
Год спустя, в ходе дебатов, посвященных экономическому положению в Европе, понимание "шведскости" националистами критиковал председатель Левой партии Юнас Шёстед. Он заявил, что горд своей принадлежностью к шведской нации, но при этом также гордится выигравшей конкурс "Евровидение" шведской певицей марокканско-берберского происхождения Лорин, которую "Шведские демократы" ранее подвергли критике.

В  2011 году, когда представитель "Шведских демократов" Свен-Улоф Сельстрем заявил о необходимости реализации ограничительной иммиграционной политики, и предложил применять принцип "открытой шведскости" в процессе интеграции мигрантов в общество, его слова были раскритикованы Густавом Нильссоном из УКП и Абиром Аль-Сахлани из Партии центра.

Г. Нильссон отметил,
что только благодаря мигрантам Швеция может получить "растущее многообразие [культур], которое обогатит всех нас". Депутат сформулировал интерпретацию "шведскости" УКП: это, прежде всего, человеческое участие к мигрантам. А. Аль-Сахлани, в свою очередь, уничижительно отозвалась о "произвольных взглядах [“Шведских демократов”] на то, что такое шведская традиция, что такое “шведскость” и что такое политика и культура".
Интерес к термину "шведскость" у депутатов риксдага отмечался также в 2012 г., когда в парламенте обсуждались законопроекты, касающиеся миграционной политики. В предложении по интеграции мигрантов Партия защиты окружающей среды – "зелёные", выступающая в вопросах миграционного регулирования как союзник правящего Альянса, отмечала, что шведская интеграционная политика не снимает те препятствия, которые иммигранты со своей "не-шведскостью" встречают в шведском обществе.
Заявления "Шведских демократов", касающиеся национальной идентичности, подверглись критике и за пределами риксдага. Пожалуй, наиболее значительным ответом на них стала провокационная речь премьер-министра и председателя УКП Фредрика Рейнфельдта на съезде "умеренных" в 2009 году.

"Я типичный швед. Мой прадед был плодом любви “цветного” артиста американского цирка и латвийской горничной" - заявил председатель правительства.

Однако в мае 2012 г. во время визита на один из заводов Ф. Рейнфельдт сам нарушил нормы политкорректности, заявив журналисту: "…если посмотреть на этнических шведов в их обычной жизни, то у нас очень низкая безработица". Пытаясь донести до журналиста мысль о том, что иммигранты завышают показатели безработицы, премьер-министр непроизвольно допустил неполиткорректное высказывание, за что подвергся критике со стороны левоцентристской оппозиции. Лидер СДРПШ С. Лёфвен назвал высказывание Ф.Рейнфельдта "невероятно небрежным… не украшающим премьер-министра", а бывший споукмен "зелёных" Мариа Веттерстранд написала, что понятие "этнический швед" в любом контексте «выглядит очень странно».

Типичная шведка по имени Пеппи. Фото: vgd.no
Подведём итоги: успех партии "Шведские демократы", а также волнения в иммигрантских районах шведской столицы поставили на повестку дня вопрос сохранения национальной идентичности, однако семь парламентских партий Швеции пока не готовы к серьезной дискуссии по теме. Посмотрим, как поменяется их отношение к проблеме в следующем году, после очередных парламентских выборов. Ведь если "Шведские демократы" наберут на них более 10% голосов (а осенью прошлого года их уже поддержало 8% избирателей), то националисты могут войти в правительство и начать реализацию ограничительной иммиграционной политики.

Пока что каждая партия вкладывает в понятие "шведскость" свою трактовку; сходство заключается лишь в том, что для всех них она никак не связана с этносом, но может быть "приобретена" через принятие шведского социального кода. Фактически принцип "открытой шведскости" вместе со "Шведскими демократами" разделяют остальные партии
риксдага. Главное отличие в его трактовке пролегает в отношении к праву мигранта сохранить за собой "прежнюю" национальную идентичность. Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда "новая" шведская идентичность вступает в конфликт с идентичностью "старой".

PS Пост подготовлен на основе моей научной статьи в журнале Института социологии РАН "Власть".


Читайте также: Символ Швеции по имени Сельма Лагерлёф и Люсия - что это за праздник?

Tags: "Шведские демократы", "модераты", sverigedemokraterna, Рейнфельдт, СДРПШ, Стиг Ларссон, Шведские демократы, Швеция, идентичность, иммигранты, интеграция, политика, риксдаг
Subscribe

promo skandinavia декабрь 16, 2015 19:07 23
Buy for 1 000 tokens
Ольга Васильевна Чернышева - ведущий научный сотрудник-консультант Центра Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук и заслуженный учёный, при непосредственном участии которого происходило становление и развитие отечественной скандинавистики - науки об…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →