Arkadiy (skandinavia) wrote,
Arkadiy
skandinavia

Мотобайк - вьетнамский транспорт с подвохом

Если меня спросят, какое транспортное средство можно считать олицетворением Вьетнама, я, не мешкая, назову байк (так здесь кличут мопеды, мотороллеры и мотоциклы). В последние пятнадцать-двадцать лет байки вытеснили с тесных вьетнамских улочек велосипеды и являются ныне самым популярным средством передвижения, а также показателем социального статуса и рабочей лошадкой трудолюбивых вьетнамцев. Взяв в аренду или купив мотобайк, в общий поток вливаются туристы, находящиеся в полной уверенности в том, что их национальное водительское удостоверение действует и во Вьетнаме. Некоторые же вообще катаются без прав, советуя другим поступать так же: все, дескать, так делают.

Насколько законно ездить во Вьетнаме на байке без прав? Во время поездки по вьетнамским городам я получил ответ на этот вопрос, выяснив попутно как и для чего используют свои мопеды, мотороллеры и мотоциклы вьетнамцы.




1. Скажу сразу: на мопеде во Вьетнаме, несмотря на многочисленных зазывал и "таксующих" скутеристов, мне прокатиться так и не довелось. Хватило наблюдений, сделанных мной со стороны. Мотобайки, а точнее - их количество, стали одним из самых ярких впечатлений того дня, когда я впервые ступил на вьетнамскую землю.

Моё знакомство с Социалистической Республикой Вьетнам началось с крупнейшего города страны - Хошимина. Ночью из иллюминатора заходящего на посадку в аэропорту Таншоннят самолёта отчётливо видны светлячки фар миллионов байков, мчащих по проспектам и улочкам мегаполиса. Выйдя из автобуса №152 неподалёку от рынка Бентхань, я с ужасом взирал на безостановочно мчащие передо мной мопеды и скутеры; перейти дорогу с тяжёлым чемоданом в руке, казалось, было совершенно невозможно.



2. Мои первые мысли были такими: "это же какое-то броуновское движение! Они никогда не останавливаются и едут куда хотят". Байки уверенно катят по встречке или выезжают на тротуар, но в их перемещениях, как я понял позднее, есть и определённая гармония. К тому же в Хошимине, в отличие от множества других вьетнамских городов, всё-таки есть светофоры и какие-никакие дорожные знаки.



3. Переходя в Хошимине улицу, я всякий раз опасался, что на меня вот-вот наедет байк, но этого почему-то не происходило. Умение приходит с опытом и через день-другой я сформулировал правило, следуя которому во Вьетнаме можно без страха переходить дорогу даже при самом оживлённом потоке. По переходу идти нужно неспешно: чем быстрее мчат на вас многочисленные байки, тем медленнее (а значит - предсказуемее) вы должны быть. Главный плюс мопеда - это его маневренность. Благодаря своей пронырливости, поток байков просто-напросто "обтекает" пешехода, двигающегося посреди дороги . Так что поступайте как вьетнамская бабушка на следующем снимке: идите не спеша и не суетясь.



4. В Нячанге, кстати, мне довелось наблюдать переводивших туристов через дорогу регулировщиков, но это было один раз, и, как я понял, являлось исключением из правил. А ещё я стал свидетелем двух ДТП: в горном Далате девушка уронила на дорогу шлем, который из-под колёс байков спасла случайная прохожая.

ДТП в Нячанге было гораздо более серьёзным: шагая в сторону океанариума я услышал удар и крики - на перекрёстке столкнулись два мопеда, и при этом, судя по всему, пострадал ребёнок. Не прошло и минуты, как вокруг, в лучших вьетнамских традициях, образовалась небольшая толпа, отчасти состоящая из других участников движения, и отчасти - из обитателей близлежащих трущоб. Полиции замечено не было и чем всё закончилось, остаётся только догадываться. Так что как бы виртуозно не разъезжались вьетнамцы на перекрёстках, аварий, увы, всё равно избежать не получается.



5. А теперь давайте перейдём к более позитивным вещам. Для начал я хотел бы сказать о медицинских масках, с помощью которых водители и пассажиры байков защищаю от выхлопных газов свой организм. Маска, помимо прочего, ещё и модный аксессуар, который может быть украшен (разумеется, в нарушение всех авторских прав) логотипами "Луи Виттон", "Шанель" и прочих премиальных брендов.



6. На дорогах Вьетнама вас всегда будет сопровождать весёлая какофония звуков, искупающая недостаток знаков, разметки и светофоров. Первое время я никак не мог понять, почему на дорогах стоит такой гвалт, но чуть позже, как и в случае с правилами перехода через улицу, всё встало на свои места.



7. Дело в том, что когда посреди дороги по воображаемой осевой линии, мчат немногочисленные автомобили, автобусы и грузовики, байкам приходится потесниться и прижаться к обочине. Чтобы водители мопедов и мотороллеров успели убраться с дороги, машина или автобус постоянно сигналит. Точно также весь без исключения вьетнамский транспорт бибикает при подъезде к перекрёстку или переходу (у маленьких городских автобусов в Хошимине, например, включается автоматическая гуделка с очень неприятным звуком). Кроме того с помощью гудков общительные вьетнамцы коммуницируют друг с другом и пешеходами, приветствуя, например, увиденного на обочине приятеля. Это вам не сдержанные скандинавы, старающиеся не сигналить лишний раз.



8. Байки водят все - мужчины и женщины, молодёжь и старики. Миниатюрные, подтянутые вьетнамцы спокойно умещаются на мотороллере всей семьёй, находя место также для многочисленных покупок.



9. В глубинке мотороллер, как я уже писал выше, играет роль настоящей рабочей лошадки, выносливой и неприхотливой.



10. Возить на байке могут всё что угодно. Вьетнамцы с одинаковым успехом транспортируют металлические балки, двери (видел своими глазами!) и клетки с курами. Вместе с хозяевами, положив лапы на руль, важно раскатывают небольшие вьетнамские собачки. И даже хряк-производитель, повстречавшийся мне в курортном местечке Муйне, совершает свои торжественные выезды в кузовке мотороллера.



11. Байки, само собой, играют роль незаменимых помощников уличных торговцев снедью, зачастую разъезжающих в сопровождении доносящихся из закреплённых на мотороллере колонок монотонных звуков голосовой рекламы. С мопедов, впрочем, продают самые разные товары - от воздушных шаров...



12. ...до аквариумных рыбок (снимок сделан в Далате).



13. Почему всё-таки байки основным средством передвижения во Вьетнаме являются байки, а не машины? Из-за высоких таможенных пошлин автомобиль для вьетнамцев по большему счёту остаётся предметом роскоши. В России, впрочем, быть может, тоже бы все ездили на мотороллерах, будь у нас, как во Вьетнаме, в ноябре плюс тридцать пять.



14. Ну так что же, скажут читатели, выходит и нам, если окажемся во Вьетнаме, один путь - в пункт проката байков?



15. Отвечу: почему бы и нет? Только не забудьте дома свои документы на право управления транспортным средством категории "А" международного образца (не обычную пластиковую карту). Утверждение о том, что во Вьетнаме садиться за руль мопеда разрешено всем желающим не соответствует действительности - это наказуемое деяние. На отсутствие документов, если верить многочисленным рассказам в сети, полиция порой в обмен на взятку (ещё одно преступление!) может посмотреть сквозь пальцы, однако, случись ДТП, от которого не застрахован никто, это, несомненно, станет отягчающим обстоятельством.

Что говорит вьетнамское законодательство по поводу управления байком без прав? Согласно закону по вопросам дорожного движения (№ 23/2008/QH12, принят Национальным собранием Вьетнама в ноябре 2008 г., глава 1, статья 8, пункт 9), к запрещённым действиям относится "управление механическим транспортным средством без установленного законом водительского удостоверения". Если же вы думаете при встрече с вьетнамским полицейским помахать перед ним правами категории "B", почитайте главу 5 того же закона (статья 58, пункт 1), где говорится, что водительское удостоверение должно быть выдано уполномоченным органом именно для того типа транспортного средства, которым вы намерены управлять.



16. Предположим, у вас всё-таки есть российские права категории "А". Прежде чем брать их с собой, убедитесь, что они - международного образца, то есть выглядят как книжка. Снова обратимся к закону Национального собрания №23/2008/QH12. Пункт 5 статьи 59 главы 5 я нахожу нужным процитировать целиком:

На территории Вьетнама "имеют силу международные водительские удостоверения и водительские удостоверения тех территорий, с которыми Вьетнам заключил соглашения о взаимном признании таких документов". Увы, Россия к числу стран, с которыми у Вьетнама есть договорённость о взаимном признании водительских удостоверений, не относится и национальные российские права здесь являются бесполезным кусочком пластика.



17. Генеральный консул РФ в Хошимине Алексей Попов, с которым я встретился в середине ноября, огорчён беспечностью, с которой наши граждане садятся за руль мотобайков.

- Генеральное консульство постоянно информируют о ДТП с участием наших туристов, которые всё чаще становятся проблемой для вьетнамцев. Российская блогосфера пестрит заявлениями о том, что во Вьетнам можно приехать и кататься здесь на байках без прав, что, в принципе, является нарушением вьетнамского законодательства, и карается соответствующим образом, - говорит Алексей Владимирович.



18. - Для нас это большая проблема: в авариях страдают наши граждане, - рассказывает российский дипломат.

 - Только за этот год было несколько смертельных случаев. Не просто так убились, покалечились; сейчас идёт судебное разбирательство, под следствием  - гражданин России. Он взял байк и насмерть сбил вьетнамца.



19. Так что прежде чем садиться за руль байка без международного водительского удостоверения категории "A", подумайте, дорогие читатели, чем всё это может для вас, в конце концов, обернуться. Чтобы не иметь проблем с полицией, выходит, нужно делать всё по закону...



20. ...а для того, чтобы не попасть в ДТП, стоит предварительно поинтересоваться местными правилами дорожного движения.



И вообще, следить за безопасностью дорожного движения нужно всегда, где бы ты ни был - в России, в Швеции или во Вьетнаме.

P.S. Искренне признателен авиакомпании "S7 Airlines" за помощь в подготовке материалов из цикла "Нескандинавия: Мой Вьетнам".




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: #s7airlines, #МойВьетнам, #нескандинавия, Алексей Попов, Вьетнам, Далат, Муйне, Хошимин, байки, полиция, стереотипы, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “#МойВьетнам” Tag

promo skandinavia december 16, 2015 19:07 23
Buy for 1 000 tokens
Ольга Васильевна Чернышева - ведущий научный сотрудник-консультант Центра Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук и заслуженный учёный, при непосредственном участии которого происходило становление и развитие отечественной скандинавистики - науки об…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “#МойВьетнам” Tag