Arkadiy (skandinavia) wrote,
Arkadiy
skandinavia

Православие, Норвегия, Россия. Моя беседа с отцом Александром Волоханем из Тронхейма (часть 2)

Наша беседа с русским священником, чьё служение проходит в самом сердце Норвегии, продолжается. Во второй части интервью, которое я взял у отца Александра Волоханя из Тронхейма для портала "Православие.Ru", рассказывается об особенностях восприятия православия норвежцами, русском храме в Стиклестаде и многом другом. В блоге "Скандинавия", напоминаю, публикуется версия с дополнительными фотографиями (первую часть интервью можно прочитать вот здесь).


На российско-норвежской границе. Фото из архива иерея Александра Волоханя


Русский стиль

- Расскажите про выстроенный вами храм святого Олафа Норвежского в Стиклестаде. Знаю, что иногда его называют часовней. Насколько это правильно?

– Изначально это была часовня, выстроенная руками норвежца Ионы, принявшего Православие. Он был простой монах и мог читать акафисты, часы. Тогда это была часовня, теперь – храм, как нам об этом четко и сказал при освящении храма владыка Марк.

– Отец Виталий рассказывал, что в Швеции не всем по душе православная архитектура. Как к русской архитектуре отнеслись норвежцы?

– Они, напротив, настаивали, чтобы это была выраженная православная архитектура (в варианте отца Ионы, того норвежского монаха, храм был без купола), почему купол и был изготовлен – в Москве. Норвежцы хотят, чтобы в будущем мы поставили и над алтарной частью еще один светло-золотистый купол-луковицу; может быть, сделали также пристройку с шатровой колокольней. Никаких препятствий к строительству православного храма в Стиклестаде нет, напротив, местным властям важно привлечь больше туристов, паломников.


Коллективный снимок после службы. Стиклестад, 14 октября 2014 года. Фото из архива священника Игоря Аксёнова

– В Швеции в протестантских храмах часто можно увидеть репродукции иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым…

– Кстати, на одной из последних конференций, организованных и проведенных паломническим центром в Тронхейме, очень многие, те же методисты, положительно отзывались о православной традиции. Многие даже копируют какие-то части православного богослужения, хотя мы-то понимаем, что это еще не всё.

Несколько лет назад епархия Норвежской церкви в городе Ставангер выбрала в качестве своего герба изображение "Троицы" Рублева. Правда, это решение критиковали и православные, и протестанты, хотя каждый по своим основаниям. Не знаю, чем в итоге закончилась эта история.

В Тронхейме, в Нидаросском соборе висит русская православная икона "Спас Нерукотворный". А в пристройке-часовне есть подаренная, по-видимому, сербами икона с Олафом Норвежским и святителем Саввой Сербским.

Особенности национального воцерковления

– В шведском городе Арбуга принявшая Православие семья шведов построила на своем личном участке храм в русском стиле. Встречаются ли активные православные христиане среди этнических норвежцев? И есть ли среди местных православных священников норвежцы?

– Я бы не сказал, что в Норвегии отмечается особый приток приходящих в Православие местных жителей. В университете Осло проводилось социологическое исследование, ученые выяснили, что православными зачастую становятся одинокие люди или же те, кто имеет какое-то отношение к русскому языку, русской культуре.


На строительстве храма святого Олафа Норвежского в Стиклестаде. 2014 год. Фото из архива иерея Александра Волоханя

У нас нет священников Московского Патриархата из числа норвежцев, но самый первый православный приход в Норвегии – приход святого Николая, находящийся ныне в юрисдикции Константинопольского Патриархата, – возглавляет норвежец, отец Йоханнес Йохансен. Однако этот священник часто относится к нам и иным православным приходам в Норвегии довольно критично, являясь последовательным выразителем линии Константинопольского Патриархата про первенство в диаспоре.

– Когда я писал об историческом деятеле отце Александре Рубце как о священнике стокгольмского Преображенского прихода, я с удивлением узнал, что он же был создателем прихода святого Николая в Осло…

– А у нас так, кстати, многое пересекается. Свято-Ольгинский приход в Осло, между прочим, был учрежден на собрании, где председательствовал отец Виктор Лютик из Хельсинки, благочинный приходов Московского Патриархата в Швеции.

Возвращаясь к теме воцерковления норвежцев: по моему опыту, они часто не вполне становятся православными. Дает о себе знать лютеранское наследие: сложно изжить в себе протестантский менталитет, ведь Лютер, как говорят, упразднив папу Римского, сделал каждого папой Римским.


Церковь Бакке Кирке, где проходят православные богослужения. Фото: Аркадий Рябиченко

По многим вопросам они могут не разделять соборное мнение Церкви, например, когда дело касается однополых "браков". Хотя у нас ведь нет, как я говорю, побивания камнями, при этом есть четкое разграничение, что такое Божия правда и что – ее нарушение или искажение.

Вот захотелось норвежцу быть православным священником… Когда меня спросили, готов ли я к сану, я говорил без стопроцентной уверенности: ну, вроде бы могу попытаться, раз оказался призван, но, может быть, я не тот человек, который здесь нужен… Норвежцы многие говорят так: всё, я решил – и буду священником. А некоторые, только перейдя в Православие, говорят: хочу сразу быть монахом. Тот же игумен Климент им советует: подождите, съездите в какой-нибудь монастырь в России, Румынии, Греции, поживите, посмотрите, а не так: я сейчас надену черную мантию и стану монахом. Один такой норвежец в какой-то раскольнической структуре принял постриг, надел на себя монашескую одежду, фотографии свои в таком виде в Интернете разместил… Всё менял юрисдикции (вопрос о послушании и своеволии), под конец пришел вроде бы в каноническую структуру, но с каким противоречивым опытом и надолго ли, с какими базисными установками?!


Празднование Дня святого Олафа (Олсок) 29 июля 2014 года. Фото из архива иерея Александра Волоханя

Я читал на сайте наших приходов в Великобритании, что принимающих Православие англичан стало меньше. Одно дело – любить красивые обряды и пение, но есть ведь еще такие вещи, как Истина, верность, отвержение себя, послушание, смирение, глубокое принятие для себя всецелой церковной жизни. Я не про всех новообращенных говорю, но и из своего опыта скажу: для многих на Западе это оказывается неподъемным камнем.

Чтобы не прекращалась молитва

– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о церковном здании протестантской Бакке Кирке. Как представители Норвежской церкви относятся к тому, что в их храме проходят православные богослужения?

– Этому храму в 2015 году исполнилось 300 лет. Центральный вход в храм, древние ворота, система замков – всё здесь историческое. Здание мы используем уже почти девять лет, и за это время с нас не попросили ни одной кроны. Это – жест доброй воли со стороны Норвежской церкви, за что мы им искренне признательны.


Отец Александр возле элементов сборно-разборного иконостаса. Фото: Аркадий Рябиченко

Ситуация похожа на ту, что была у народа Израильского, когда он шел через пустыню Египетскую. У нас есть своя "переносная скиния" – это иконы, кресты, подсвечники, сборно-разборный иконостас. Все эти предметы хранятся на галерее храма и в подвале, мы их собираем и устанавливаем перед каждым богослужением и убираем после. Как говорят и норвежцы, и русские, храм становится неузнаваемым: самый настоящий православный храм. Скамейки, правда, мы не можем убрать: они прикручены к полу. На балконе мы смастерили колокольню, где дети могут звонить до и после службы, а в храме постоянно висит подаренная приходу икона святого Олафа.

В постоянное пользование нам отдали подвал, где вполне можно было бы сделать православный храм в крипте, как в римских катакомбах или пещерных монастырях, но из-за того, что помещение оборудовано устаревшей вентиляционной системой, пожарная инспекция запретила нам использовать его для богослужений. А установка новой вентиляции стоит около 1 миллиона норвежских крон, которых у нас нет. Так что в подвале храним иконы, подсвечники. Здесь же проходила внебогослужебная жизнь, чаепития, оборудован библиотечный уголок.


В библиотечном уголке проходят занятия воскресной школы. Фото: Аркадий Рябиченко

– Сколько всего человек постоянно участвует в жизни прихода?

– Из муниципалитета Тронхейм зарегистрировано примерно 200 прихожан, но поскольку наш приход охватывает также области Центральной и Северной Норвегии, число зарегистрированных у нас прихожан приближается к 1000 человек. Но регистрация – это отдельная тема. Надо достучаться до человека, найти его, не каждый соглашается заполнить анкету… А государство определяет размер субсидии религиозным группам только по числу зарегистрированных прихожан. Не все еще, к сожалению, осознают важность регистрации своего членства в приходе для финансовой поддержки православного прихода Анны Новгородской норвежским государством.

– Вы также одно время окормляли русских поселенцев на Шпицбергене…

– На Шпицбергене издавна имеется русское присутствие. Мы периодически совершаем в городе Баренцбург богослужения для наших соотечественников. Когда в 2008 году там разбился вертолет, я совершал панихиду. В Баренцбурге постоянно проживает множество шахтеров из России и Украины, и у них есть потребность в духовной пище. Там выстроена часовня, а часть культурного центра оборудована под храм с иконостасом, церковной утварью.

Отец Александр в Бакке Кирке. Фото: Аркадий Рябиченко

– Я знаю, что в местечке Нейден стоит сложенная руками святого Трифона Печенгского часовня, и там же, недалеко от Киркенеса, есть пещера, в которой, по преданию, молился этот русский подвижник. Доводилось ли вам там бывать?

– В пещере этой я не бывал. Насколько мне известно, часовня фактически принадлежит представителям Константинопольского Патриархата, которые ежегодно проводят там памятные службы, но нас туда не очень-то приглашают. Когда я приезжал в Киркенес в 2014 году на празднование 70-летия освобождения советскими войсками Восточного Финнмарка, хотел посетить часовню, но она была закрыта. По моему пониманию, если Трифон Печенгский – это просвещавший Норвегию русский святой, то Русская Православная Церковь имеет право присутствовать на службе в часовне, как и организовывать ее. Тут просто надо без всяких амбиций по поводу первенства.


Нидаросский собор, Тронхейм. Фото: Аркадий Рябиченко

У нас, между прочим, храм в Стиклестаде открыт для всех православных юрисдикций. Все, кто принадлежит к каноническим структурам, могут обращаться и проводить богослужения.

Святой Трифон – один из немногих православных святых, имеющих отношение и к Норвегии, и к России. Да, мы говорим про Анну Новгородскую, но она больше связана со Швецией.

– Отец Александр, о том, как вы печетесь о захоронениях советских военнопленных, пишут многие норвежские и российские СМИ. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне своего служения.

– Мы совершаем заупокойные службы на могилах советских военнопленных, погибших в Норвегии в годы Второй мировой войны. И это вызывает положительный резонанс, норвежцы очень рады. У нас в Тронхейме есть кладбище, где захоронено 70 военнопленных из СССР и десятки из Югославии, мы там служим регулярно. К северу от города также находится бывший концлагерь "Фальстад", мы стараемся там бывать ежегодно. 8 мая, в День освобождения Норвегии, местные ветераны, военные, школьники, Норвежская церковь организуют возложение цветов. Мы тоже возлагаем цветы, а потом совершаем заупокойное богослужение.


"Guds Aleksandr" ("Божий Александр"). Норвежские газеты часто пишут про отца Александра Волоханя. Фото: Аркадий Рябиченко

Не менее четырех лет назад я начал ездить также на остров Тьётта, где похоронено более 8000 советских солдат. Это – самое массовое захоронение, в годы "холодной войны" туда в обстановке строжайшей секретности были перевезены останки советских воинов со всей Северной Норвегии. Нередко прежние могилы, для того чтобы туда не могли приехать родственники погибших из СССР, сравнивали с землей, хотя ряд сохранился до сегодняшнего дня. Перезахоронение получило секретное название Операция "Асфальт". В 2014 году я принимал участие в проходившей в Центре Пера Дасса (это известный норвежский священник, помогавший Сопротивлению) конференции, посвященной гибели корабля "Ригель". Выступавшие на конференции норвежцы, как и большинство ученых-историков, говорили, что операция "Асфальт" – одна из самых грязных страниц норвежской истории.

Я бывал в некоторых местах в Норвегии, где после операции "Асфальт" даже сохранились могилы, хотя останки вроде бы перезахоронены.

По сути, я сейчас служу панихиды по погибшим советским воинам во всех тех местах, где бываю: в Нарвике, Тромсё, Альте, Му-и-Рана, в норвежском Заполярье. В Му-и-Рана, кстати, местные жители не дали перезахоронить останки, это единственное подобное место в Норвегии. Когда мы совершаем заупокойные богослужения, собираются наши православные, русские и другие соотечественники из диаспоры, и я считаю это важной частью для сохранения исторической памяти.


Отец Александр показывает элементы сборно-разборного иконастаса. Фото: Аркадий Рябиченко

– Как относятся к России и русским норвежцы?

– У нас всё-таки получше ситуация, чем в соседней Швеции, где дает о себе знать исторический страх перед Россией. Норвежский король в своей речи в Киркенесе в октябре 2014 года, напротив, подчеркнул, что Норвегия и Россия находятся в числе тех немногих стран Европы, которые никогда друг с другом не воевали. Так что к нам здесь на уровне простых людей относятся нередко, правда и не всегда, позитивно (не берем последние события), хотя СМИ создают все же чаще отрицательный образ России.

– То есть одно дело, что говорят политики, и другое – что простые люди?

– Я общался с простыми норвежцами во время торжеств 2014 года, по пути из Киркенеса в пещеру Бьёрневаттен, где во время войны спрятались 3500 человек – всех их спасли от неминуемой гибели наши советские солдаты. Я спрашивал их о том, как они относятся к русским, и очень многие отзывалось положительно – позитивное отношение передалось им от отцов, дедов.

Со священником Александром Волоханем
беседовал Аркадий Рябиченко


3 марта 2016 г.


Пожертвования на нужды прихода святой Анны Новгородской в г. Тронхейме (Норвегия)

[Счёт для пожертвований на приходскую деятельность]Hellige Anna menighet
Счет № 42120240425 в SpareBank 1 MSN
IBAN: NO36 4212 0240 425
SWIFT/BIC: SPTRNO22


[Фонд строительства храма в Тронхейме]Hellige Anna menighet
Счет №42120245400 в SpareBank 1 MSN
IBAN: NO56 4212 0245 400
SWIFT/BIC: SPTRNO22




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: #spitsbergendream, Вторая мировая война, Нейден, Норвегия, Скандинавия, Тронхейм, Финнмарк, Шпицберген, идентичность, история, норвежский язык, норвежцы, отец Александр Волохань, православие, святой Олаф Норвежский
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments