Arkadiy (skandinavia) wrote,
Arkadiy
skandinavia

Categories:

Люсия - что это за праздник?

Национальные праздники это то, что формирует идентичность народов. Сегодня, когда глобализация с каждым днём стирает различия между народами, крайне важно не забывать о них. В Швеции стараются сберечь те немногочисленные праздники, которые делают шведов шведами.

Праздник раков в августе, день середины лета (midsommar) в июне, обильный рождественский стол в конце декабря – всё это наполняет календарь каждого шведа яркими пятнами. Особняком стоит необычный праздник, который жители королевства называют «Люсия».

Источник: stjern-holding.no
День святой Люсии (Luciadagen) празднуется в Швеции 13 декабря. Утром наряженные дети приносят поднос с праздничным завтраком в постель своим родителям – Люсия, прежде всего - семейный праздник. Ну а вечером в большинстве школ и детских садов организуется празднество, главным элементом которого является шествие Люсии (фактически – «поезд Люсии», luciatåget). Такое шествие может проходить как в школе, концертном зале, так и в церкви. Организованные властями шведских городов шествия можно увидеть в самых разных местах – например, на железнодорожных вокзалах.


Во главе шествия традиционно выступает выбранная на роль Люсии светловолосая красавица (в современной Швеции она может быть и чернокожей). В свите Люсии находится место всем желающим детям. Если раньше девушку, изображавшую святую Люсию, сопровождал один или двои спутников, то со временем, её свита увеличилась практически до бесконечности. Крупнейший концерт, посвящённый празднику, ежегодно проходящий в стокгольмском концертном комплексе «Глобен», однажды даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку в нём приняло участие более тысячи человек. Так или иначе, исторически в свите Люсии традиционно должны были присутствовать подружки невесты (tärnor) и звёздные мальчики (stjärngossar), ранее изображавшие троих рождественских волхвов. Сегодня детишки, участвующие в шествии, могут изображать, например, традиционные рождественские пряники и печенье. (С праздником Люсии также связаны булочки с шафраном).

Все участники действа проникновенно поют итальянскую песню, прославившую в своё время, Робертино Лоретти – «Санта Лючия» - но на шведском языке.

Особую экзотичность незамысловатому празднику придаёт наряд Люсии, главным элементом которого является украшенная свечами корона. Прагматичные шведы давно заметили, что растаявший воск может накапать в волосы и сегодня Люсия, как правило, несёт на своей голове корону со «свечами», украшенными лампочками. И Люсия, и её свита, одеты в белые ниспадающие одежды, напоминающие древнегреческие хитоны, но с закрытыми рукавами.

Праздник святой Люсии помогает нам познакомиться с перипетиями шведской истории. Празднество приурочено к самой долгой ночи в году, и свет свечей Люсии должен показать приунывшему от тёмной и холодной зимы шведу, что Рождество и весна не за горами. Ведь имя святой было образовано от латинского слова «свет» (lux). (Кстати, до реформы шведского календаря в 1753 году, ночь на 13 декабря, действительно была самой длинной в году. Но, несмотря на то, что самая долгая ночь затем переместилась на 21-22 декабря, представление о том, что ночь св. Люсии – самая длинная – осталось в народной памяти. Суеверный народ всегда считал ночь временем разгула сверхъестественных сил, и даже звери тогда обладают даром речи).

В своё время, волевым решением Густава Васы, королевство приняло протестантскую веру, и, хотя церковь с 2000 года отделена от государства, шведский монарх до сих пор должен быть лютеранином. Корни праздника св. Люсии между тем, стоит искать в католической Швеции. Праздник святой Люсии первоначально был днём, предваряющим рождественский пост, потому до сих пор шведы предпочитают 13 декабря обильно угощаться.

День святой Люсии издавна был большим праздником в Западной Швеции, где он получил название «малый сочельник» (lille julafton) или долгая ночь Люсии (lusse långnatt). Девушка, изображающая Люсию, или «невеста Люсии» (Lussebruden) сменила собой соломенную куклу, напоминавшую русскую языческую Масленицу.

Шведские учёные считают, что возможным прототипом светловолосой девушки с венцом из свечей на голове мог быть германский «Kinken Jes» (Kindchen Jesus или «дитя Иисус»), который, как, в своё время, считали немецкие малыши, разносит рождественские подарки. Именно «Kinken Jes» изображался с короной из свечей на голове.

Первый раз в своём сегодняшнем виде обычай Люсии состоялся в одной из дворянских усадеб Швеции в 1764 году. В середине XIX века традиция получила распространение в шведских университетских городах, а также стал популярен среди шведов, проживающих на чужбине.

Однако наибольшее распространение праздник получил вместе с ростом интереса интеллигенции к истории и обычаям родной страны. В период национального возрождения, пришедшийся в Швеции на конец XIX – начало XX века, было сконструировано новое культурное пространство, и поныне формирующее идентичность принадлежащих к шведской культуре людей. На основе небольшого числа сохранившейся информации в 1903 году был воссоздан шведский национальный костюм. В 70-е гг. XIX века энтузиаст Артур Хацелиус (Artur Hazelius) выстроил в центре Стокгольма Северный музей (Nordiska museet), рядом с которым была создана своеобразная этнографическая деревня - национальный парк Скансен, куда были свезены старинные деревянные постройки со всей Швеции; здесь также были собраны все виды растений и животных, характерные для Швеции. Скансен также должен был познакомить жителей шведской столицы с народными обычаями, потому празднование дня святой Люсии началось здесь в 90-е гг. XIX века.

В 20-е годы XX века популярность нового праздника достигает своего пика. Шведский вариант текста песни «Санта Лючия» был написан как раз в этот период. Тогда же журнал «Стокгольмс Дагблад» впервые объявил конкурс «на лучшую Люсию»: победившая девушка возглавила первый официальный «поезд Люсии». С тех пор такие конкурсы ежегодно проводятся газетами и журналами Швеции. День святой Люсии празднуется также в Финляндии, традиционно испытывающей серьезное влияние шведской культуры.

Святая Лусия (Люсия). Источник: vfl.ru
Святая Люсия (или Лусия) была раннехристианской святой (она причислена к лику святых еще до церковного раскола), потому её чтут как католики, так и православные. В православной традиции святая носит имя Лукия Сиракузская, и день её памяти также приходится на 13 декабря, но по старому стилю (т.е. 26 декабря). Святая мученица Лукия жила в городе Сиракузы на Сицилии. Она не пожелала выходить замуж за жениха, которого подыскала ей мать, поскольку он был язычником. В жизнеописании святой рассказывается о том, что по молитвам Лукии мать девушки исцелилась от мучавшей её болезни. Затем Лукия получила разрешение не вступать в брак, однако её жених постарался сделать всё, чтобы отомстить христианке. Он донёс властям о том, что девушка принадлежит к запрещённой вере и после безжалостных мучений, которые чудесным образом не причинили ей никакого вреда, Лукия была убита. Известно, что изображение святой мученицы Лукии (Люсии) находится в католической церкви св. Иеремии в Венеции.

Как уже отмечалось выше, сегодня хранителями традиции празднования дня святой Люсии выступают, прежде всего, школы и детские сады. Однако в современной секулярной Швеции не все согласны с тем, чтобы их дети отмечали праздник, в основе которого лежат христианские традиции. Постхристианская Европа старается вытеснить всякое упоминание о корнях своей культуры на периферию общественного сознания. Атеизм и индифферентность в вопросах веры широко распространены на севере Европы. Шведы шутят, что каждый из них бывает в церкви только три раза в жизни: на крещении, венчании и отпевании.

Празднование в честь Люсии в шведской школе. Источник: karl-oskarskolan.se
Потому всякий раз, с началом адвента (в западной традиции так называется предшествующий Рождеству период), когда на окнах зажигаются светильники с семью свечами, в шведском обществе начинается полемика на тему: «законна ли организация таких школьных праздников как Люсия и школьный выпускной в церковных зданиях?» (Помимо празднования дня святой Люсии, школьники собираются в церкви в день окончания школы, причём в последнем мероприятии может принимать участие священник). Не стал исключением и нынешний год. 25 ноября 2012 года на страницах издания «Дагенс Нюхетер» генеральный директор Школьного управления Анна Экстрём (Anna Ekström) и Клас-Ёран Аггебу (Claes-Göran Aggebo), советник по вопросам образования того же ведомства попытались примирить противоборствующие стороны. Экстрём и Аггебу высказывают согласие с проведением мероприятий в церкви. «Наш ответ – да, если нет никакого религиозного элемента в церемонии. На крайний случай имеется ректор, который будет управлять ситуацией», - пишут они. (В Скандинавии руководитель школы традиционно называется ректором).

То, что шведская школа является светской чётко указано в Школьном законе – напоминают высокопоставленные чиновники от образования. В школе нельзя проводить никаких религиозных ритуалов, таких как, например молитва (хотя независимые школы с религиозным направлением могут частично отходить от этого правила).

«Мы считаем что это [проведение мероприятий в церкви] возможно», - резюмируют Экстрём и Аггебу. Они отмечают, что ни празднование Люсии, ни праздник окончания школы, не включают в себя никакого религиозного элемента, такого как молитва или проповедь. Закон не допускает двойного толкования, и всё проводится только в его рамках.

Одним из оппонентов Экстрём и Аггебу стал учёный-биолог Патрик Линденфорс (Patrik Lindenfors), активист двжиения «Гуманисты» (читай – «Атеисты»), автор атеистического учебника для детей. В полемическом задоре Линденфорс даже заявил: «Самая шведская из всех [рождественских] традиций – это ритуальный просмотр мультфильма «Дональд Дак» в три часа дня в Сочельник».


Ёран Хэгглунд. Источник: s-info.se
Министр социальной защиты Ёран Хэгглунд (Göran Hägglund) из консервативной партии Христианских демократов между тем назвал дебаты вокруг празднования Люсии «ерундовыми». В своём блоге на сайте шведского телевидения SVT 26 ноября он написал, что выпуск из школы едва ли является какой-то молитвенной встречей, и такое мероприятие не может вызвать никаких чувств у школьников. Единственные, чьи чувства могли быть затронуты, как считает Хэгглунд, это - «некоторые яркие полемисты – и, возможно, один-другой чрезмерно усердный бюрократ, для которого достаточно было одной искры».

Для того чтобы прийти к компромиссу Хэгглунд предлагает внести в закон об образовании новый параграф, в котором будет чётко сказано, что ученики могут участвовать в традиционных праздниках, но только на сугубо добровольной основе.

Коллега Хэгглунда, министр образования Ян Бьёрклунд (Jan Björklund) из Народной партии-либералы также выступил в защиту христианских традиций. 27 ноября на сайте партии появилась его статья, посвящённая вопросу. «Часть участников дебатов считает, что это в порядке вещей – когда церковь не может заниматься религией», - пишет автор. Бьёрклунд не согласен с такой постановкой вопроса. По его мнению, церковь - это не клуб по интересам и потому «само собой очевидно, что во время церемонии окончания школы в церкви можно петь псалмы. Священник может рассказать, почему празднуется Рождество, например, прочитав Евангелие и высказав своё отношение к тексту».

Ян Бьёрклунд замечает: украшение в виде звезды, которое вешают на окне каждого шведского класса, изображает Вифлеемскую звезду. И этот религиозный символ тоже нельзя запретить. Бьёрклунд также считает, что критика со стороны Омбудсмена по вопросам дискриминации по поводу проведения выпуска из школы в церкви была целиком ошибочна.

Со словами Бьёрклунда нельзя не согласиться. Ведь современная Швеция целиком и полностью находится в плену американской культуры – здесь даже голливудские фильмы в кинотеатрах показывают на английском с субтитрами. Жители глубинки коллекционируют старые американские «шевроле» и «крайслеры», а король всегда был большим поклонником Майкла Джексона. На этом фоне немногочисленные, придающие Швеции хоть какую-то самобытность праздники, действительно нужно беречь как зеницу ока.

Впервые опубликовано: ИнтеллиКа

Читайте также: Символ Швеции по имени Сельма Лагерлёф и "Шведские демократы" и национальная идентичность


Tags: Ёран Хэгглунд, Люсия, Религия, Секуляризация, Христианство, Швеция, Ян Бьёрклунд, культура
Subscribe
promo skandinavia december 16, 2015 19:07 23
Buy for 1 000 tokens
Ольга Васильевна Чернышева - ведущий научный сотрудник-консультант Центра Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук и заслуженный учёный, при непосредственном участии которого происходило становление и развитие отечественной скандинавистики - науки об…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments