Arkadiy (skandinavia) wrote,
Arkadiy
skandinavia

Скандинавская викторина: Трифон Печенгский - православный святой европейского севера


Пятнадцатый выпуск "Скандинавской викторины" посвящён святому Трифону Печенгскому, известному также как св. Трифон Кольский. Этого подвижника особо почитают православные норвежцы и финны, а также саамы, обращённые в христианство стараниями преподобного Трифона.


Св. Трифон Печенгский. Источник изображения: Suomen ortodoksinen kirkko.

Спонсоры викторины: k_poli, zydog

Вниманию читателей традиционно был предложен фрагмент фото, взглянув на который, нужно было назвать исторического деятеля, жизнь которого оказалась связана с историей одной из стран Северной Европы. Правильный ответ дала shamrock96, за что она и получает 100 ЖЖЖ.

На фото действительно изображена часовня св. Георгия, собственноручно выстроенная святым Трифоном в районе современного норвежского городка Нейден (губерния Финнмарк).



Фото: Furuflekken.Com

Кто же он такой - святой Трифон?  До принятия монашества его звали Митрофаном. Родился Митрофан в семье священника из Торжка в 1495 году. Как рассказывается в его житии (жизнеописании), входящем в Жития Святых, составленные святителем Филаретом Черниговским, однажды во время молитвы в уединённом месте он услышал голос: "не здесь твоё место, ждёт тебя земля уединённая и жаждущая".

Миссионер направился на реку Печенга (Peisen / Petsamo по норвежски и фински), для того, чтобы обращать в христианство жителей тех мест - саамов или, как их раньше называли, лопарей. Территории эти тогда входили в число владений Новгорода, однако русские появлялись здесь только для промысла рыба и дичи.


Норвежские саамы, 1830 год. Источник: tromsfylke.no

Проповедник начал налаживать отношения с лопарями под видом торговых дел, постепенно переходя к проповеди. "Тяжелы подвиги, какие надлежало совершать проповеднику Лопарей," - пишет св. Филарет Черниговский, замечая что кроме привычных суеверий, мешали Митрофану также саамские шаманы или кебуны: "не раз они не только осыпали его бранью, но и били жестоко и таскали за волосы". Несмотря на это, среди саамов нашлись и те, кто поверили словам пришельца.


Саамский шаман с ритуальным бубном, впадающий в транс. Источник: finnmarkforlag.no

Для того, чтобы общаться с лопарями Митрофан использовал финский язык (по другим данным - саамский язык), который, он, однако, знал не в совершенстве. В 1519 году, когда проповедник провёл уже более пяти лет в саамских землях, на помощь ему пришёл иеродиакон Феодорит, владевший языком саамов намного лучше. Феодорит помог Митрофану, переведя православные молитвы на финский язык. Кроме того он стал также и его духовным наставником.

Обратившихся в христианство саамов Митрофан крестить не мог, поскольку не был священником. Отправившись в Новгород он испросил у архиепископа грамоту на построение храма и принялся за строительство. Подвижник собственноручно таскал брёвна, и церковь вскоре была готова, однако долгое время оставалась не освящённой, поскольку священника из Новгорода не присылали.


Ручей святого Трифона в Печенге. Художник Константин Коровин, 1894 год. Источник: artscroll.ru

Отправившись в Колу (город неподалёку от нынешнего Мурманска), Митрофан нашёл там иеромонаха Илию, который не только освятил церковь и покрестил лопарей, но также и постриг в монашество самого проповедника, получившего новое имя Трифон. Произошло это в 1531 году.

Позже, получив от царя средства на поддержание жизни монастыря, Трифон выстроил также храм св. Бориса и Глеба в устье реки Паэса (Pasvikelva).


Преподобный Трифон Печенжский. Источник: journalpp.ru

В житии рассказывается о том, что и в преклонном возрасте святой Трифон не предавался праздности. Рассказывается что однажды он купил в Коле ручные жернова и всю долгую дорогу до монастыря нёс их на своих плечах. В последние годы своей жизни преподобный Трифон удалился в пустынь (отдалённый скит), где в построенном им храме Успения Богоматери проводил время в молитве. Умер святой в 1539 году, память его празднуется православной церковью 28 декабря.

Возрождённый недавно Печенгский монастырь находится на российской земле, в Трифоновой пустыни, в Луостари, однако в Норвегии есть свои святыни, связанные с жизнью подвижника. По воде можно попасть в  Пещеру преподобного Трифона; по преданию именно здесь святой спасался от саамских шаманов-кебунов.


Возрождающийся Печенгский монастырь. Фото: journalpp.ru

Посвящённый святому Трифону храм Московского патриархата, служат в котором священники из Мурманска, действует в Киркинесе.

Построенная св. Трифоном в Нейдене часовня, фотография которой помещена в начале поста является самой старой деревянной постройкой Северной Норвегии! Рядом расположен источник св. Трифона. Ежегодно в последнее воскресенье августа возле часовни православные священники из Финляндии, Норвегии и России проводят торжественное богослужение, для участия в котором приезжают паломники из трёх соседних государств.


Православные архиереи в Нейдене. Фото: driveklepp.org

В окрестностях города Хурдал (губерния Акерсхус) в 1986 году был создан православный скит святого Трифона, относящийся к Константинопольскому патриархату. Настоятелем скита является настоятель прихода св. Николая в Осло архимандрит Иоанн Юхансен (Johan­nes Johan­sen).

В 2010 году в скиту была освящена церковь в честь Живоначальной Троицы и в память преподобного Трифона Печенгского - рассказывается на скитском сайте.


Отец Иоанн в алтаре церкви Живоначальной Троицы и преподобного Трифона Печенгского. Фото: ortodoks.dk

Своим подвигом святой Трифон не только привёл к христианству часть саамов; преподобный также является символом, вокруг которого объединялись и будут объединяться православные христиане трёх стран европейского севера - России, Норвегии и Финляндии.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: Нейден, Норвегия, Православие, Россия, Скандинавия, Скандинавская викторина, Финляндия, Финнмарк, история, культура, религия, христианство
Subscribe
promo skandinavia december 16, 2015 19:07 23
Buy for 1 000 tokens
Ольга Васильевна Чернышева - ведущий научный сотрудник-консультант Центра Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук и заслуженный учёный, при непосредственном участии которого происходило становление и развитие отечественной скандинавистики - науки об…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments